Эксперты увидели в господдержке неэффективных компаний риск дальнейшего отставания
03.05.2023
Эксперты Высшей школы экономики оценили процесс адаптации российских компаний к санкциям — к концу 2022 года им удалось довольно успешно реализовать потенциал «легкого» импортозамещения в областях, где был выбор технологий и поставщиков, но проблемы критической импортозависимости сохраняются. Решать их в ближайшие два года эксперты предлагают поставками из «дружественных» стран и силами уже существующих в РФ производств, усиление же протекционизма и меры принуждения к закупкам только отечественной продукции могут привести к распределению госресурсов в пользу неэффективных компаний. Так, треть компаний в прошлом году и вовсе не принимала никаких мер по адаптации к санкциям, как и во время пандемии,— такие предприятия характерны тем, что не включены в мировой рынок и менее подвержены ограничениям, но, как следствие, неактивны на рынках и отсталы технологически.
Авторы исследования «Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания» констатируют: к концу 2022 года компании все успешнее использовали адаптационный потенциал и реже сообщали о негативных эффектах санкций.
Всего по обрабатывающей промышленности 56% предприятий реализовали те или иные меры адаптации (чаще переключались на новых поставщиков, причем реже российских, чем иностранных,— 18% и 22%). Треть же компаний вообще не предпринимала никаких адаптационных действий. При этом авторы обращают внимание на «эффект колеи»: активные в попытках адаптации к санкциям компании схожим образом вели себя и в коронакризис, пассивные и в 2020–2021 годы не принимали никаких мер. «Такая "застойная пассивность" — это дополнительный риск реаллокации государственных ресурсов в пользу неэффективных компаний и снижения результативности антикризисной политики государства»,— пишут авторы.
Проблемы критической импортозависимости решить не удалось: у четверти компаний обработки в 2022 году не было аналогов импорту ни в России, ни в «дружественных» странах. При этом предприятия продолжают использовать зарубежную продукцию из-за более высокого качества или новизны — это важно для 70% фирм.
Источник:
Коммерсантъ