В новогодние праздники люди особенно активно взаимодействуют между собой, в том числе, в рамках трудовых коллективов и команд, используя различные каналы коммуникации. Но важно, чтобы коммуникация между сотрудниками не прекращалась с боем курантов, а проходила и после каникул в комфортном и продуктивном ключе.
Так какие они, механизмы внутренней коммуникации? С помощью каких инструментов реализуются? Высока ли их эффективность и достигаются ли основные цели?*
В основном внутренние коммуникации используют для создания общего информационного пространства, формирования корпоративной культуры и как средство сбора обратной связи от сотрудников. Менее трети указывают «поддержание взаимодействия сотрудников», развитие бренда работодателя и повышение эффективности работы. Несмотря на то, что многие ставят целью получение обратной связи от сотрудников, информация по каналам внутренней коммуникации в основном идет от руководства к подчиненным.
В качестве основных инструментов внутренних коммуникаций для взаимодействия руководства компании с сотрудниками более 80% используют е-mail рассылки, встречи/совещания, опросы, видеоконференции и другие мероприятия. Интранет, внутренние СМИ и мессенджеры тоже заняли хорошие позиции в рейтинге, ими пользуется более половины.
Наиболее высоко оценивается результативность мероприятий, встреч/совещаний и мессенджеров. На втором месте видеоконференции, е-mail рассылки, опросы и внутренние СМИ. Ящик сбора предложений показал
наименьшую результативность (21%), возможно потому, что применяется менее чем у половины респондентов.
Основным каналом взаимодействия сотрудников с руководством компании продолжают оставаться встречи и совещания. Этим инструментом внутренних коммуникаций пользуются все. Далее в порядке убывания популярности следуют опросы, мероприятия, мессенджеры и видеоконференции. Но по эффективности все считают наиболее продуктивными мессенджеры. Ими же в основном пользуются сотрудники при коммуникациях между собой. Их быстрота, скорость и оперативность дают о себе знать. С небольшим отрывом (по каждой позиции общее число голосов более 90%) респонденты называли встречи/совещания, опросы, видеоконференции и мероприятия.
В основном используется WhatsApp и Telegram, первый все же лидирует. Для чего в основном применяется: оперативное информирование и обмен информацией. Широко используется возможность создания рабочих чатов департаментов и отделов для быстрой связи. Телеграмму минусов в карму добавляют скрытые контакты и невозможность отследить подписчиков/участников чата. Открытием стало, что среди производственных сотрудников наиболее популярен Viber.
Вопрос со звездочкой: а есть ли у Ваших HR аккаунт Viber? И пользуются ли они этим каналом коммуникации?
В этой связи интересен раздел исследования про каналы взаимодействия для поддержания связи с сотрудниками, которые не работают за компьютером в течение дня. Рабочие чаты/мессенджеры, доски объявлений и общие собрания сотрудников, очные встречи с руководителем лидируют в этом направлении.
Социальную сеть ВКонтакте в основном используют для развития HR-бренда, размещения новостей компании. В основном это страницы для внешней аудитории.
Среди вариантов неформального общения сотрудников, которые поддерживаются в компаниях на первом месте поздравления сотрудников с Днем Рождения и другими знаменательными событиями. На втором месте с большим отрывом обозначена поддержка своих спортивных команд и корпоративные участия в забегах. Всего 15% опрошенных назвали при ответе «Другое» нетривиальные варианты: йога, семинары по стресс-менеджменту, общение по интересам, сообщества амбассадоров, бильярд, English Speaking Club, выезды на природу, совместные завтраки – берем на заметку.
Только 10% опрошенных ответили, что не используют в компаниях чат-бота. Почти столько же уже внедрили в практическое использование, у остальных эта идея находится в разработке. В трех из четырех случаях применения чат-бота используется текстовый бот, который анализирует присланный сотрудником текст, выделяет в нём ключевые слова и дает ответ на заданный вопрос. В основном применяется для адаптации новичков и автоматизации этого процесса, а также для работы с кандидатами. В основном, все довольны результатами и отмечают, что в целом удалось достигнуть поставленной цели, для которой и был разработан чат-бот.
*На основе данных онлайн-опроса, проведенного компанией Coleman Groupp в августе-сентябре 2023 года
07.05.2024
27.04.2024
24.04.2024