Полномочия прокуратуры при проведении прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан существенно расширены Приказом от 05.02.2024 N 98 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан".
Приказом предписано на постоянной основе проводить работу по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оплаты и охраны труда, фактов уклонения от оформления трудовых отношений и выплаты неофициальной заработной платы. Особое внимание будет уделено соблюдению гарантий трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Кроме того, прокуратура будет ставить вопрос о проведении дополнительного расследования несчастного случая, давать оценку правомерности повышения размера денежного содержания (выплаты премий, иных средств) отдельным работникам организации, проверять сообщения о невыполнении работодателями обязательств по индексации заработной платы и следить за соблюдением трудовых прав работников при проведении организационно-штатных мероприятий. При этом жалобы двух и более лиц на невыплату заработной платы одной организацией и отказ в оформлении трудовых отношений будут рассматриваться как основание для проведения проверки.
В ходе проверок сотрудники прокуратуры будут выяснять, соблюдаются ли нормы:
- проведения СОУТ;
- об исключении из эксплуатации неисправного оборудования;
- прохождения работниками обучения по охране труда;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- проведения медосмотров;
- порядка расследования несчастных случаев на производстве;
- по предоставлению гарантий работникам, осуществляющим трудовые функции во вредных условиях труда;
- о сохранении среднего заработка и должности на период приостановления работы вследствие нарушения правил охраны труда.
При этом мораторий, введенный постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, на проверки, инициированные органами прокуратуры, не распространяется.
Напомним, с 1 января в два раза увеличилась ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Наложение административного штрафа теперь будет в размере от 6 тыс. до 10 тыс. рублей, вместо от 3 тыс. до 5 тыс.
В течение всего 2024 года одновременно действуют два закона, регулирующих занятость населения в РФ, каждый в своей части: Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 и Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации".
Работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, согласно нового регулирования, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников. По решению субъекта РФ возможна дифференциация размера квоты для приема на работу инвалидов для различных видов экономической деятельности, различных муниципальных образований субъекта, различной среднесписочной численности работников. Отчет о выполнении квоты о трудоустройстве инвалидов должен размещаться ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Взаимодействие работодателей со службой занятости преимущественно будет осуществляться посредством единой платформы «Работа в России». Работодатель обязан информировать службу занятости о сокращении штата, введении или отмене удаленного режима работы или неполного рабочего дня, простоя, о наличии вакансий и их закрытии, а также о результатах переговоров с кандидатами от службы занятости с указанием причины отказа в приеме. Пункт об отказе в приеме фигурирует и в Приказе Генпрокуратуры 98. При этом не стоит забывать, что заключение трудового договора с соискателем является правом, а не обязанностью работодателя!
07.05.2024
27.04.2024
24.04.2024