Совершенствование контрольно-надзорных функций уже несколько лет находится в повестке Правительства РФ и является одним из ключевых направлений работы в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности. связи с чем вопросам становления системы индикаторов риска нарушения требований и проверкам, проводимым по индикаторам риска, уделяется особое внимание.
По словам Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата
Правительства РФ Дмитрия Григоренко, в 2023 году удалось добиться значительного прогресса в переходе на риск-ориентированную модель организации проверок.
Риск-ориентированный подход представляет собой такой метод организации государственного контроля, при котором выбор интенсивности, формы и периодичности проведения мероприятий по контролю, определяется на основе отнесения деятельности поднадзорных объектов к определенной категории риска. Могут быть присвоены следующие категории: чрезвычайно высокий риск, высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск, низкий риск.
По каждому виду контроля разрабатываются также индикаторы риска нарушения обязательных требований. Если у объекта контроля выявляется соответствие заданным параметрам индикатора риска, это служит основанием для проведения в отношении такого объекта контрольных мероприятий. Хотя индикаторы риска нарушения обязательных требований не являются сами по себе нарушениями, но с высокой долей вероятности сигнализируют контролирующим органам о наличии таких нарушений. Кстати, проверки по индикаторам риска действительно показывают высокую выявляемость нарушений – 75% против 60% при проверках по иным основаниям.
Больше всего проверок по индикаторам риска в 2023 году было проведено в рамках федерального земельного контроля – 52% всех проверок. В 2022 года первое место делили два вида контроля: пожарный и земельный.
Самые проверяемые по индикаторам риска (на их долю приходится более 70% проверок) – собственники земельных участков, розничная торговля, растениеводство/животноводство, образование и управление недвижимостью.
Открытость и публичность индикаторов риска – это залог справедливости и объективности риск-ориентированной модели.
В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения тоже действуют свои индикаторы, утвержденные Приказом Минсельхоза России N 573.
Действующий перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения включает следующие позиции:
1. Установление факта владения на праве собственности или ином законном основании двумя и более лицензиатами производственным объектом для осуществления работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности.
2. Выявление в течение календарного года несоответствия более чем на 10% объема серии, входящей в состав партии ввезенных в РФ лекарственных средств для ветеринарного применения, и объема введенной в гражданский оборот серии той же партии лекарственных средств для ветеринарного применения.
3. Установление факта наличия в штате организации работника, деятельность которого непосредственно связана с хранением и (или) реализацией лекарственных средств для ветеринарного применения и которым заключены трудовые договоры с тремя и более работодателями, осуществляющими фармацевтическую деятельность
Минсельхоз России вышел с инициативой расширить перечень индикаторов и добавить в него новую позицию - отсутствие в государственной системе мониторинга сведений об обороте или выводе из оборота 50% и более от поставленной серии ветпрепарата на протяжении 6 месяцев подряд при условии отсутствия данных о приостановлении обращения указанного препарата. Новый индикатор начнет работать с 1 марта 2025 года.
В канале о гос регулировании отрасли директор Ассоциации «Объединение Мясопереработчиков» (АСОМП) Екатерина Лучкина обращала внимание подписчиков, какие изменения были внесены в Правила формирования плана проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий на очередной календарный год. Проверить свое предприятие можно в «Едином реестре проверок».
26.02.2025
24.02.2025
17.02.2025