В своем послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Путин В.В. объявил о намерении провести амнистию для бизнеса, который использует схемы дробления. Вот цитата из послания: «Уже говорил, что не должно быть ситуаций, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты. Потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство подталкивает бизнес к дроблению, другим способом так называемой «оптимизации фискальной нагрузки». Прошу Правительство совместно с парламентариями проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации. Что здесь важно? Такие компании должны отказаться, разумеется, от искусственного, по сути, притворного дробления бизнеса, перейти к нормальной, цивилизованной работе в белую. При этом, подчеркну, никаких штрафов, подчеркиваю – никаких штрафов, санкций, пересчета налогов за предыдущие периоды – не будет. В этом смысл амнистии».
Ассоциация Мясопереработчиков (АСОМП) попросила старшего партнера Адвокатского бюро "Титов, Кузьмин и партнеры" Андрея Кузьмина прокомментировать данную инициативу и конкретизировать, что такое дробление бизнеса.
Признаки дробления.
Определение «дробления бизнеса» не содержится в законодательстве, отсутствуют в законе и его признаки. В этом состоит наибольшая трудность при разрешении споров, связанных с дроблением. Фактически общие подходы были сформированы в судебной практике.
Дробление можно определить, как использование при структурировании бизнеса несамостоятельных юридических лиц и ИП исключительно с целью получения налоговой выгоды.
В данном определении отражены два ключевых признака дробления бизнеса:
- несамостоятельность организационных элементов структуры бизнеса.
- исключительная цель в виде получения налоговой выгоды.
Начнем со второго признака. Вообще получение налоговой выгоды – это нормальная цель структурирования бизнеса. Но она не должна быть ЕДИНСТВЕННОЙ, ради которой это структурирование затевается. Налоговая выгода может выражаться в использовании, например, УСН вместо ОСНО или в переводе части денежных потоков на субъектов, использующих патентную систему налогообложения.
Второй признак уже более комплексный. Самостоятельность субъектов бизнеса определяется по совокупности признаков. То есть, если присутствует какой-то один признак, то это не говорит о наличии дробления бизнеса. Но чем больше их вскрывается в процессе налоговой проверки, тем больше вероятность привлечения к ответственности.
Основные обстоятельства, по которым устанавливается несамостоятельность субъектов бизнеса:
- Взаимозависимость субъектов. Наличие единых участников или руководителей, распределение ролей среди родственников. Однако само по себе наличие взаимозависимости НЕ ЯВЛЯЕТСЯ чем-то незаконным.
- Единство операционной деятельности. Единый фактический центр управления у нескольких компаний, единый учет и подбор персонала, единые представители в отношениях с контрагентами и госорганами, единый доступ к ЭДО и банковским счетам, единое хранение информации и доступ к различным IT-системам, пересечение персонала и систематические переводы.
- Единый выгодоприобретатель. Все денежные потоки сходятся в одной компании, единая инкассация выручки, минимальные налоги на компании с основной выручкой, единые клиенты, безвозмездное или не на рыночных условиях использование активов одной компании всеми участниками группы.
- Иные признаки. Например, бездоговорное использование средств индивидуализации участниками группы, беспроцентные или невозвратные займы между участниками группы, несение расходов друг за друга, расположение на единой необособленной территории, единое хранение и склад.
Последствия дробления.
Если в процессе налоговой проверки будет установлено, что есть признаки дробления бизнеса, то наступают последствия. За проверяемый период, в котором использовалось дробление бизнеса, происходит пересчет налоговой нагрузки так, как если бы этого дробления не было. Также начисляются пени и штрафы.
Амнистия по дроблению бизнеса.
На момент подготовки настоящей статьи каких-либо проектов нормативных документов по амнистии нет. Однако, если опираться на слова Президента, то можно сделать вывод, что амнистия по дроблению бизнеса будет работать как амнистия капиталов.
То есть, бизнес должен будет привести свою деятельность в соответствие с законом, исключить применение дробления. В свою очередь налоговые органы не смогут за прошедший период вменить дробление бизнеса, пересчитать налоги и привлечь к налоговой ответственности.
При этом, остается неизвестным, будут ли какие-то поблажки тем организациям, в отношении которых уже прошли проверки, выписаны штрафы. Также остается открытым вопрос об амнистии по приговорам, которые были вынесены в связи с использованием схем дробления бизнеса.
10.10.2024
07.10.2024
04.10.2024